Украина, г. Харьков, ул. Пушкинская 85/1

+38 (050) 146-69-84 glada-serg2008@mail.ru

Теория, методика и практика

ТЕОРИЯ, МЕТОДИКА И ПРАКТИКА

Теоретический материал данной статьи основан с использованием специальной учебно – методической литературы по тяжелой атлетике, частично мною переработан и представлен, на мой взгляд, в более удобном виде для дополнительного самостоятельного изучения студентами, а также для всех желающих заниматься тяжелой атлетикой. Представленный материал является частью моей рабочей программы по специализации «тяжелая атлетика».

В статье приводится содержание основных терминов, рассматривается варианты захвата и определения ширины хвата руками при выполнении упражнений со штангой, принятие стартового положения (исходное положение), системно-структурный подход изучения техники классических упражнений, рекомендуемое количество подъемов штанги в одном подходе в зависимости от величины отягощения и вида упражнения, методика расчета веса штанги для тренировочных и соревновательных нагрузок, дневник учета тренировочных нагрузок и самоконтроля.

Содержание основных терминов.

  • Классические упражнения – упражнения, включаемые в программу соревнований по тяжелой атлетике: рывок и толчок.
  • Классическое двоеборье – соревновательный комплекс, состоящий из классических упражнений.
  • Рывок – классическое упражнение, в котором штанга поднимается вверх на прямые руки в один прием. Выполняется с помоста.
  • Рывковые упражнения – специальные упражнения для изучения и совершенствования техники рывка и развития физических качеств атлета.
  • Рывок без подседа – подъем штанги вверх над головой непрерывным движением. Выполняется как с помоста, так и с виса.
  • Подъем с виса – подъем штанги, удерживаемой опущенными вниз руками над помостом.
  • Толчок – классическое упражнение, выполняемое в два приема: первый – штанга поднимается на грудь одним движением; второй – выталкивание от груди вверх на прямые руки. Выполняется с помоста.
  • Толчковые упражнения – специальные упражнения для изучения и совершенствования техники толчка и развития физических качеств атлета.
  • Подъем на грудь – первый прием упражнения толчок. Выполняется как с помоста, так и с виса.
  • Толчок от груди – второй прием упражнения толчок.
  • Приседание со штангой – опускание вниз (за счет сгибания в коленном, тазобедренном и голеностопном суставах) и подъем вверх (обратная процедура) атлетом своего тела со штангой. Штанга может находиться на плечах, груди, в опущенных вниз руками и в других положениях.
  • Жим – подъем снаряда от груди и из-за головы вверх до полного выпрямления рук. Выполняется с различных исходных положений.
  • Подход – однократное или многократное выполнение упражнения со штангой, не выпуская ее из рук.
  • Захват – способ обхвата кистями рук грифа штанги.
  • Простой захват – захват, при котором четыре пальца рук находятся с одной стороны грифа штанги, а большие пальцы обращены друг к другу (внутрь).
  • Захват в «замок» — захват, при котором большой палец рук накладывается на гриф штанги снизу, а указательный и средний пальцы прикрывают сверху.
  • Односторонний захват – захват, при котором все пальцы рук накладываются на гриф штанги с одной стороны.
  • Захват сверху – захват, при котором ладони рук обращены назад.
  • Захват снизу – захват, при котором ладони рук обращены вперед.
  • Разносторонний захват — захват, при котором ладони рук обращены в разные стороны.
  • Хват – способ расположения кистей рук на грифе штанги.
  • Ширина хвата – расстояние между кистями рук на грифе штанги.
  • Рывковый хват – хват для выполнения рывка.
  • Толчковый хват — хват для выполнения толчка.
  • Жимовой хват — хват для выполнения жима.
  • Стартовое положение – исходное положение (и.п.) для подъема штанги с помоста.
  • Статический старт – старт, при котором атлет приняв и.п., уже не меняет его до начала подъема штанги с помоста.
  • Динамический старт – атлет после принятия и.п. выполняет перед началом подъема штанги определенные движения.
  • МОШ – момент отрыва штанги от помоста в начале подъема.
  • Тяга – подъем штанги от помоста вверх до начала подседа.
  • Финальный разгон – акцентированная вторая фаза тяги.
  • Фаза амортизации – перемещение коленей вперед с незначительным их сгибанием.
  • Подрыв – амортизационная фаза и финальный разгон.
  • Раскрытие – выпрямление туловища и ног после подрыва.
  • Затяжка – чрезмерное продление тяги, выполнение подседа с запозданием.
  • Отклон – прогибание туловища с наклоном назад во время выполнения упражнения.
  • Перекос – отставание движения одной рукой во время подъема штанги.
  • Разворот – поворот туловища и штанги в сторону во время подъма штанги от груди.
  • Подсед – быстрое опускание и подведение тела под штангу.
  • Подсед разножкой – подсед с расстановкой ног в стороны.
  • Подсед ножницами — подсед с расстановкой ног в переднезаднем положении.
  • Полуподсед – подсед с небольшим сгибанием ног в коленных суставах (не более 90 градусов).
  • Безопорный подсед – фаза подседа, когда ступни ног не касаются помоста.
  • Опорный подсед — фаза подседа, когда ступни ног касаются помоста.
  • Посыл – сообщение движения штанге в начале толчка от груди.
  • Полутолчок – выполнение толчка штанги от груди без подседа и фиксации.
  • Дожим – выпрямление одной или обеих рук, следующее после замедления движения штанги или ее остановки.
  • Вставание – действие атлета для принятия положения стойки со штангой на груди или вверху на выпрямленных руках.
  • Фиксация – 1) удержание штанги вверху на выпрямленных руках в положении, отвечающем требованиям правил соревнований; 2) поза, завершающая различные движения.
  • Тренировочный вес – вес штанги, с которой выполняются упражнения.
  • Разминочный вес – вес штанги, с которой проводится разминка перед подъемом тренировочных или максимальных весов.
  • Начальный вес – вес штанги, с которого начинается первый подход к штанге на соревнованиях.
  • Объем нагрузки – работа выполненная атлетом за определенный период времени.
  • Средний вес (интенсивность нагрузки) – отношение общей суммы килограммов, поднятых в упражнениях, к количеству подъемов штанги.
  • Относительная интенсивность нагрузки (ОИ) – средний вес штанги или интенсивность нагрузки, отнесенная в процентах к максимальному результату в тяжелоатлетических упражнениях.
  • Коэффициент интенсивности нагрузки (КИ) – отношение среднего веса штанги к результату, показанному в классическом двоеборье.
  • Плинты – подставки, на которые ставят штангу для увеличения высоты расположения ее грифа.

Варианты захвата и ширины хвата руками при выполнении упражнений со штангой.

При выполнении упражнений со штангой используются разные варианты захвата грифа. В большинстве упражнений применяется хват сверху: простой, «в замок», с лямкой.

В зависимости от расстояния между кистями рук на грифе штанги принято различать широкий, средний и узкий хват. Ширина хвата для каждого студента определяется с учетом пропорции тела, гибкости суставов.

Определение ширины хвата при выполнении рывка штанги.

При выполнении рывка штанги используется широкий (рывковый) хват, способ захвата штанги – «в замок».

Вариант 1. Для того, чтобы определить ширину хвата, следует из исходного положения основная стойка, наклонить туловище вперед до горизонтального положения и согнуть руки в локтевых суставах (в руках держать гимнастическую палку). Образовавшийся угол между предплечьем и палкой определить ширину хвата:

  • 100° — 110°- широкий хват;
  • 90° — средний хват.

Вариант 2. Ширина хвата равна приблизительно двойной ширине плеч.

Вариант 3. Ширина хвата равна ширине плеч + длина руки, сжатой в кулак и вытянутой в сторону.

Определение ширины хвата при выполнении подъема штанги на грудь.

Вариант 1. Исходное положение основная стойка. Развести руки в стороны, согнуть руки в локтевых суставах под углом 90°, кисти вверх.

  1. Расстояние между местами присоединения передних пучков дельтовидных мышц к дельтовидной бугристости плечевой кости будет соответствовать ширине хвата для толчка штанги двумя руками.
  2. Расстояние от середины одной плечевой кости до середины другой соответствует среднему хвату. Ширина хвата ограничивается мизинцами рук.

Вариант 2. Исходное положение основная стойка. Ширина плеч соответствует расстоянию между внутренними сторонами кистей при захвате грифа штанги.

Обучение классическим упражнениям начинается с принятия стартового положения (исходное положение).

Стартовое положение принимается по следующим действиям:

  1. Поставить стопы на ширине длинны ступни (или несколько шире) с естественным разворотом носков наружу симметрично относительно оси грифа. Проекция грифа находятся точно на плюснефаланговые суставы больших пальцев ног.
  2. Развернуть колени в стороны соответственно разворотов носков ног, голени несколько наклонены вперед и касаются грифа.
  3. Опуститься в подсед, прогнуть спину во всем позвоночном столбе, с акцентом на пояснично-крестцовый отдел.
  4. Плечи находятся над грифом или выведены немного вперед, поднять грудь вперед-вверх. Если посмотреть сбоку — плечи, коленные суставы и носки должны быть приблизительно на одной линии. Такое положение обеспечит большую стартовую силу перед отрывом штанги от помоста.
  5. Взять гриф штанги пальцами рук способом захвата — «замок». Ширина хвата зависит от выполняемого упражнения. При подъеме штанги на грудь – хват примерно на ширине плеч, в рывке – широкий, реже – средний.
  6. Удерживать голову в одной плоскости с туловищем, взгляд направлен чуть выше линии горизонта.

Стартовые положения для рывка и толчка штанги (подъем штанги на грудь) имеют отличия по нескольким критериям. Они будут освещены позже.

Окончательное стартовое положение зависит от биомеханических показателей студента: роста, пропорции звеньев его тела и ширины хвата.

При подробном анализе техники классических упражнений определенны как общие, так и частные закономерности в траектории этих движений. Поэтому, предлагаю методику обучения техники каждого в отдельности из классических упражнений (не считая вставания из подседа), в которой использовано условное деление траектории движения штанги на периоды и фазы. Специалистами выделины три периода и шесть фаз.

Ниже, в таблице, я привожу сгруппированный вариант системно-структурного подхода в изучении техники классических упражнений. Для более удобного понимания я выделяю каждую составляющую подъема со штангой, даю ее характеристику и с помощью фигурки атлета показываю данное положение.

Изучение техники классических упражнений:

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД — ТЯГА

ВТОРОЙ ПЕРИОД — ПОДРЫВ

I ФАЗА- взаимодействие атлета со штангой до момента отделения ее от помоста

II ФАЗА – предварительный разгон

III ФАЗА – амортизация

IV ФАЗА – финальный разгон

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Начинается с момента приложения усилия к штанге и заканчивается моментом отделения ее от помоста. Руки прямые, плечи немного впереди линии грифа, атлет стоит на полных ступнях

Длится от момента отделения штанги от помоста до первого максимума разгибания коленных суставов. К моменту завершения этой фазы штанга перемещается к атлету и достигает уровня коленей. Положение атлета в конце фазы: голени принимают вертикальное положение, плечевые суставы накрывают линию грифа, руки прямые, атлет стоит на полных ступнях

Начинается со сгибания ног атлета в коленных суставах и завершается к моменту наибольшего сгибания ног в этих суставах. Положение атлета в конце фазы: плечевые и локтевые суставы находятся на одной вертикальной линии с грифом штанги, атлет стоит на полной ступне

Выполняется с момента наибольшего сгибания ног в коленных суставах и продолжается до момента наибольшего разгибания ног в коленных, тазобедренных и голеностопных суставах. Положение атлета в конце фазы: ноги полностью выпрямлены ; активно работают трапециевидные мышцы; руки в локтевых суставах сгибаются; атлет стоит на носках ног и готов к выполнению подседа

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Создать жесткое взаимодействие между звеньями кинематической цепи атлета, опорой и штангой для дальнейшего подъема штанги. Направление усилия — близкое к вертикальному, с некоторым перемещением к ногам атлета

Перемещение штанги по оптимальной траектории, сообщение необходимой скорости и принятие рациональной позы для дальнейшего выполнения упражнения (III фаза). Штанга перемещается по направлению к атлету на 40-70 мм относительно исходного положения. Основная работа выполняется мышцами-разгибателями нижних конечностей, мышцы туловища осуществляют удерживающую работу

Сохранить оптимальное взаимодействие между опорой и штангой, удерживая достигнутую за счет выполнения тяги скорость путем быстрого выполнения этой фазы. Плечевой пояс перемещается в вертикальной плоскости, атлет стоит на полной ступне

Достижение максимальной скорости движения штанги на возможно большей высоте за счет выполнения мощной работы мышц ног и туловища, мгновенное переключение от амортизационной фазы к финальному разгону с последующей максимальной амплитудой движения в суставах нижних конечностей

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

ТРЕТИЙ ПЕРИОД — ПОДСЕД

V ФАЗА- безопорный подсед

VI ФАЗА – опорный подсед

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Выполняется от максимума разгибания суставов нижних конечностей атлета до момента достижения штангой максимальной высоты подъема

Выполняется от максимума высоты подъема штаги до момента фиксации ее в подседе

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Взаимодействие на штангу и, отталкиваясь от нее, максимально быстро переключиться от подрыва к подседу, к мгновенной перестановке ног

Фиксирование штанги в опорном подседе, максимально используя подвижность в суставах без значительных отклонений от первоначальной площади опоры

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

Рывок штанги

Подъем штанги на грудь

Зафиксировав штангу на груди в подседе, атлет поднимается в стойку в темпе, без задержек.

Толчок штанги от груди вверх

ПЕРВЫЙ ПЕРИОД — ПОЛУПРИСЕДАНИЕ

ВТОРОЙ ПЕРИОД — ВЫТАЛКИВАНИЕ

ТРЕТИЙ ПЕРИОД -ПОДСЕД

I ФАЗА –полуприсед

II ФАЗА — торможение

III ФАЗА – финальный разгон

IV ФАЗА – безопорный подсед

V ФАЗА – опорный подсед

ВЫПОЛНЯЕМЫЕ ДЕЙСТВИЯ

Длится с момента сгибания ног в коленных суставах до момента достижения максимальной скорости движения снаряда вниз

Начинается с момента развития снарядом наибольшей скорости вниз и заканчивается в момент наибольшего сгибания ног атлета в коленных суставах. Глубина перемещения снаряда вниз составляет 8-12 % от роста атлета

Длится от необходимого сгибания в коленных суставах ног до максимального разгибания в них

Длится от времени максимального разгибания ног в коленных суставах до достижения штангой максимальной высоты подъема. Атлет расставляет ноги в сагиттальной плоскости

Длится от момента от момента достижения максимальной высоты подъема штанги до момента фиксации ее в подседе

РЕШАЕМЫЕ ЗАДАЧИ

Создание жесткого взаимодействия между звеньями кинематической цепи «атлет — штанга», снаряд перемещается вместе с атлетом вертикально вниз

Обеспечение максимальной скорости переключения со сгибания на разгибание в коленных суставах ног, сохранить опору ближе к пяткам стоп

Создание максимальной скорости разгибания ног и рук для перемещения снаряда вертикально вверх

Обеспечение максимальной скорости расстановки ног и правильное положение рук, туловища и ног

Создание жесткого взаимодействия между звеньями кинематической цепи «атлет — штанга» с равномерной опорой на обе ноги, обеспечивающее фиксацию снаряда в подседе

Рывок штанги классический.

Рывок штанги двумя руками по технике выполнения считается сложным упражнением. Поднимание штанги широким хватом непосредственно на прямые руки требует от атлета не только силовой подготовки, но и хорошей координации движений, умения сохранять равновесие в процессе выполнения упражнения.

Рывок штанги классический – скоростно-силовое упражнение, выполняется с помоста в один прием непрерывным движением вверх на прямые руки с применением подседа. Зафиксировав штангу, необходимо встать из подседа, удерживая ее в прямых руках, ступни ног поставить в одну линию.

Подъем штанги на грудь с помоста.

Толчок штанги двумя руками выполняется в два приема:

  1. Подъем штанги на грудь.
  2. Толчок штанги от груди вверх на ровные руки.

В толчке двумя руками спортсмены поднимают значительно больший вес, чем в рывке двумя руками.

Рекомендуемое количество подъемов штанги в одном подходе в зависимости от величины отягощения и вида упражнения

Величина отягощения, %

Вид упражнения

50

60

70

80

90

100

Рывковые, толчковые

10-12

8

6

4

2

1

Тяги рывковые, толчковые

5-7

4-5

3-4

2-3

1-2

Приседания, наклоны, жимы

4-10

4-6

4-5

3-4

2-3

1

Дополнительные упражнения

8-15

6-10

5-8

4-6

Методика расчета веса штанги для тренировочных и соревновательных нагрузок

Материал данного подраздела позволит каждому занимающемуся спортсмену, например студенту, с помощью простых математических расчетов определить величину в нагрузках в отдельных упражнениях, рассчитывать начальный вес штанги для первого подхода, правильно выполнять добавление веса для следующего подхода, точно оценивать и контролировать свои возможности для предотвращения получения травмы.

Для выполнения необходимого расчета следует создать комплекс индивидуальных показателей (КИП). Это позволит установить взаимосвязь между максимальными подъемами (соревновательные параметры — СП) штанги и тренировочными, то есть учебными.

Соревновательные параметры (СП) включают:

  • — начальный вес штанги – НВ;
  • — процент реализации подходов к штанге – ПРП;
  • — окончательный результат – ОР;
  • — стартовый коэффициент – СК. Стартовый коэффициент определяется по формуле: СК=НВ / ОР х 100% (относительная суммарная надбавка веса);
  • — максимальный тренировочный результат – МТР;
  • — коэффициент эффективности – КЭ. Коэффициент эффективности определяется по формуле: КЭ=ОР / МТР.

Коэффициент эффективности (КЭ) равный единицы означает, что студент показывает на зачетных соревнованиях свои лучшие результаты, которые он выполнял на учебных занятиях.

КЭ больше единицы означает, что студент улучшает свои показатели на учебных занятиях, а при КЭ меньше единицы – студент не достигает своих тренировочных показателей.

Аналитическую зависимость начального веса штанги (НВ) от показателей нагрузки в занятиях можно выразить приблизительно формулой:

НВ=СК х ПР=СК х КЭ х МТР,

где ПР – планируемый результат.

Одним из не постоянных индивидуальных показателей как правило является собственный вес студента. Он может меняться как в большую сторону, так и в меньшую. Для этого необходима коррекция МТР, которая выполняется с помощью таблицы выравнивающих коэффициентов.

Стартовый коэффициент определен по результатам многолетнего анализа при подъеме штанги максимального веса в соревновательных упражнениях. Для выполнения трех подходов СК равен 94% от МТР, для выполнения двух подходов – 96 %.

Пример. Студент имеет в рывке штанги МТР = 110 кг, а КЭ = 1. Для расчета начального веса и последующей надбавке веса на штангу для трех подходов используем:

  • — для трех подходов, начальный вес – 110 х 94% / 100% = 103 кг; для второго подхода добавить 4 кг и для третьего – 3 кг.
  • — для двух подходов, начальный вес – 110 х 96% / 100% = 106 кг и для второго подхода – добавить 4 кг, т.е. устанавливается вес 110 кг.

При подъеме максимального веса штанги следует учитывать личный вес студента и делать необходимую коррекцию МТР. Для этого используется специальная таблица выравнивающих коэффициентов (ВК).

Выравнивающие коэффициенты (ВК) показывают, во сколько раз абсолютная сила атлета данного веса при равном тренировочном умении меньше абсолютной силы атлетов более тяжелой весовой категории.

Выравнивающие коэффициенты (ВК) для определения сопоставляющих классических упражений с учетом собственного веса студентов

Вес, кг

ВК

Вес, кг

ВК

Вес, кг

ВК

Вес, кг

ВК

Вес, кг

ВК

47,0

2,138

65,5

1,425

84,0

1,208

102,5

1,098

121,0

1,017

47,5

2,106

66,0

1,415

84,5

1,204

103,0

1,096

121,5

1,015

48,0

2,075

66,5

1,406

85,0

1,201

103,5

1,093

122,0

1,013

48,5

2,044

67,0

1,396

85,5

1,197

104,0

1,091

122,5

1,011

49,0

2,012

67,5

1,386

86,0

1,194

104,5

1,088

123,0

1,009

49,5

1,980

68,0

1,380

86,5

1,190

105,0

1,086

123,5

1,006

50,0

1,949

68,5

1,373

87,0

1,187

105,5

1,084

124,0

1,004

50,5

1,918

69,0

1,366

87,5

1,183

106,0

1,082

124,5

1,002

51,0

1,886

69,5

1,360

88,0

1,179

106,5

1,079

125,0

1,000

51,5

1,854

70,0

1,354

88,5

1,176

107,0

1,078

52,0

1,823

70,5

1,348

89,0

1,172

107,5

1,076

52,5

1,801

71,0

1,341

89,5

1,168

108,0

1,073

53,0

1,779

71,5

1,334

90,0

1,165

108,5

1,071

53,5

1,756

72,0

1,328

90,5

1,162

109,0

1,068

54,0

1,734

72,5

1,322

91,0

1,159

109,5

1,066

54,5

1,712

73,0

1,315

91,5

1,56

110,0

1,064

55,0

1,690

73,5

1,308

92,0

1,154

110,5

1,062

55,5

1,668

74,0

1,302

92,5

1,151

111,0

1,060

56,0

1,646

74,5

1,296

93,0

1,148

111,5

1,058

56,5

1,632

75,0

1,289

93,5

1,145

112,0

1,055

57,0

1,618

75,5

1,284

94,0

1,143

112,5

1,053

57,5

1,604

76,0

1,280

94,5

1,141

113,0

1,051

58,0

1,590

76,5

1,278

95,0

1,137

113,5

1,049

58,5

1,575

77,0

1,276

95,5

1,134

114,0

1,047

59,0

1,561

77,5

1,272

96,0

1,131

114,5

1,045

59,5

1,547

78,0

1,261

96,5

1,129

115,0

1,043

60,0

1,533

78,5

1,257

97,0

1,126

115,5

1,040

60,5

1,523

79,0

1,252

97,5

1,123

116,0

1,038

61,0

1,513

79,5

1,247

98,0

1,120

116,5

1,036

61,5

1,503

80,0

1,242

98,5

1,117

117,0

1,034

62,0

1,494

80,5

1,238

99,0

1,115

117,5

1,032

62,5

1,484

81,0

1,233

99,5

1,112

118,0

1,030

63,0

1,474

81,5

1,228

100,0

1,109

118,5

1,028

63,5

1,464

82,0

1,224

100,5

1,106

119,0

1,026

64,0

1,455

82,5

1,219

101,0

1,104

119,5

1,023

64,5

1,445

83,0

1,215

101,5

1,102

120,0

1,021

65,0

1,435

83,5

1,211

102,0

1,100

120,5

1,019

Пример. Студент имеет в толчке штанги МТР = 137 кг. Собственный вес 86,5 кг, КЭ = 0,985 (135 кг), т.е. ПРП = 66,7%.

При снижении собственного веса до весовой категории 84 кг, например, студент, будет весить 83,6 кг, а его МТР может быть меньше 137 кг.

Рассчитываем:

  1. Максимальный тренировочный результат (МТР):

137 кг х 1,190 / 1,211 = 135 кг

 (согласно таблице ВК при собственном весе 86,5 кг = 1,190, а при весе 83,6 = 1,211).

  1. Планируемы результат (ПР):

0,985 х 135 кг = 133 кг.

  1. Для выполнения трех подходов:

Начальный вес (НВ) – 133 кг х 94% / 100% = 125 кг, для второго подхода добавляем 5 кг (130 кг), для третьего – 3 кг, т.е. 133 кг.

  1. Для выполнения двух подходов: Начальный вес (НВ) – 133 кг х 96% = 128 кг, для второго подхода добавить 5 кг, т.е. на штанге будет вес 133 кг.

ДНЕВНИК УЧЕТА НАГРУЗОК И САМОКОНТРОЛЯ

Каждый занимающийся спортсмен, студент должен вести дневник занятий.

Ведение дневника необходимо для записи многих показателей тренировочного процесса: результатов тренировочных нагрузок, субъективных и объективных показателей, домашнее задание. Важно записывать также данные медицинских осмотров: частоту пульса и дыхания, артериальное давление, собственный вес, рост, охватные величины.

Форма записи дневника должна быть удобной и простой для чтения, позволяющая выполнять не только текущий анализ, но и контроль за выполнением тренировочных заданий, а при необхоимости и их индивидуальной коррекцией. Как правило, запись упраженеий ведется сокращенными терминами, в определенной последовательности. В конце каждой тренировки, недели, месяца производится подсчет объема нагрузки.

Примерная форма ведения записи отдельного тренировочного занятия:

Дата _____, время _______.

п/п

Название

упражнения

Содержание тренировки

Нагрузка

основная

дополнительная

кпш

кг

кпш

кг

1

Накл. со шт. на пл.сидя на полу

3 / 10

30

600

2

Р. п. п.

40 2/5;

50 5/4

20

1000

10

400

3

Т. Р.

65 6/3

18

1170

4

Ж. р. хв. из – за гол.

35 3/5

15

525

5

Пр. пл.

60 2/6

80 4/4

16

1280

12

720

Итого:

54

3450

67

2245

Прыжки (вид, количество):

В длину с места 6-8 прыжков

ОФП (средства, время)

Упражнения с набивными мячами – 10 мин

Работоспособность

хорошая

Собств. вес –

АД —

ЧСС —

В дневнике также отмечаются данные самоконтроля и результаты врачебных обследований.

К субъективным показателям относятся: самочувствие, оценка работоспособности, отношение к занятию, сон, настроение, аппетит и т.д.

К объективным показателям относятся: частота пульса, артериальное давление, собственный вес, спирометрия и т.д.

В отдельном разделе дневника записываются итоги участия во всех соревнованиях: дата, место проведения, весовая категория, результат, количество удачных подходов на помосте; результаты практических контрольных нормативов и испытаний, а также личные рекорды в каких-либо специфических упражнениях.

Систематическое ведение дневника приучит самостоятельно следить за состоянием своего здоровья, соблюдать правила личной гигиены, анализировать учебно-тренировочные занятия, дозировать физическую нагрузку. Каждый период, этап подготовки и соревновательный результат покажет динамику спортивного мастерства.

Литература.

  1. Божко А. И. Тяжелая атлетика /Учебное пособие для инструкторов – общественников секций тяжелой атлетики. – М: Физкультура и спорт, 1966. – 198 с.
  2. Воробьев А. Н. Тяжелая атлетика: Учебник для ин-тов физ. культ.-4-е изд., М.: Физкультура и спорт, 1988. – 240 с.
  3. Воробьев А.Н. Тяжелоатлетический спорт: Очерки по физиологии и спортивной тренировке. – 2-е изд. – М.: Физкультура и спорт, 1977. — 254 с.
  4. Дворкин Л.С. Подготовка юного тяжелоатлета: Учебное пособие. – М.: Советский спорт, 2006. – 396 с.
  5. Драга В. В. Учебно – методические указания по подготовке преподавателей к проведению занятий по тяжелой атлетике со сборной командой ВУЗа.- Киев: КГУ, 1976. – 80 с.
  6. Лапутін М. П. Важка атлетика. – Київ: Видавництво «Здоров’я», 1967. – 59 с.
  7. Медведев А. С. Программа многолетней подготовки в тяжелой атлетике. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 224 с.
  8. Медведев А. С. Система многолетней тренировки в тяжелой атлетике: Учебное пособие для тренеров. – М.: Физкультура и спорт, 1986. – 272 с.
  9. Олешко В. Г., Пуцов О.І. Навчальна програма для дитячо-юнацьких спортивних шкіл, спеціалізованих дитячо-юнацьких шкіл олімпійського резерву, училищ олімпійського резерву та шкіл вищої спортивної майстерності. – К: РНМК, 2004. – 70 с.
  10. Пуцов А. И. Врачебный контроль подготовки спортсменов в тяжелой атлетике. – К: «Народный дом», 2013. – 52 с.
  11. Роман Р. А. Тренировка тяжелоатлета. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: «Физкультура и спорт», 1986. 175 с.
  12. Саломатов Н. С., Штарев В.А. Образовательная программа «Тяжелая атлетика». – Фурманов: МАОУ ДОД ДЮСШ, 2011. – 28 с.
  13. Скотников В. Ф., Смирнов В. Е., Якубенко Я. Э. Тяжелая атлетика: Примерная программа спортивной подготовки для детско-юношеских спортивных школ, специализированных детско-юношеских спортивных школ олимпийского резерва, школ высшего спортивного мастерства и училищ олимпийского резерва — М.: Советский спорт, 2005. — 108 с.
  14. Эхт Д. Н. Путь к силе. – М: «Физкультура и спорт», 1964. – 95 с.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *